cheshire_pig: (Default)
[personal profile] cheshire_pig
А вы как думали, какие полезные вещи сообщают нашим детям в самую первую очередь? Ага, я тоже так думал, пока букварь не открыл. Итак, внимание:

Первые страницы можно пролистывать не глядя, там дети тренируются читать слоги на примере слов "Ма-ша" и "Ма-му". Глагол отсутствует, так что все многообразие возможных взаимодействий между Машей и мамой оставлено на откуп фантазии читателя. Я потратил некоторое время на поиски описания отмытия Машей Рамы, но то ли Маше это занятие надоело за столько лет, то ли Рама научился чистоплотности самостоятельно, но этого эротического описания любовных игр советско-индийского дуэта в букваре не нашлось. Равно не нашлось и гордого утверждения нашей непринадлежности к угнетенным классам времен рабовладения. Зато появилась куча новых сведений.

Вот вы, к примеру, уважаемый мой френд-оф, знаете ответ на загадку "Сам пашет, сам орёт, сам и песенки поет"? Ну то есть, представили картинку, да? Прет это, значит, себе по полю некто, запряженный в плуг, и вопит при этом во все горло. Зачем вопит, отчего вопит? Яйца ему плугом защемило, или просто настроение хорошее? А потом еще и песенку поет. Ага, а вопил, не иначе, анекдот. Причем, идя, видимо, слева направо. А вот справа налево - как раз и вопит дурным голосом. Понятно: это, по всему, кот ученый. Осознавший, раскаявшийся, отряхнувший, так сказать, прах со своих лап и вступивший в колхоз. И на нем теперь пашут. Оно и понятно: на дубе-то столько лет сидючи, разожрешься так, что теперь только пахать на тебе и остается. Искупай, так сказать, трудовым потом века тунеядства.
Спустя некоторое мгновение, разум, конечно же, вспоминает, что у глагола "орать" есть еще и устаревшее значение - то ли "сеять", то ли "жать", уж не помню. Все-таки, "жать", кажется. Да не сиськи девкам жать, охальники, а серпом колосья резать! В свое время, пока я этого не знал, остаповский лозунг "Перекуем мечи на орала" казался мне изрядно странным: орала виделись мне предметом для орания, то есть громкого крика, визуализуясь, таким образом, в обычный рупор системы "матюгальник". Смысл лозунга оставался неясным, ибо цель перековывания мечей в матюгальники была мне недоступна. Ругаться вместо драки? Тоже дело, конечно, но от громкого слогана ожидаешь известной эпической аллегоричности, а вот рупор в качестве былинного, эпического аксессуара воприниматься отказывался наотрез.
Ну да это все лирика, а здесь и сейчас имеем полнейшее недоумение: нахрена ребенку, который только-только учится читать по слогам, впихивать какие-то устаревшие слова, которыми в повседневной жизни не пользуются даже те выжившие из ума (и просто выжившие) патриархи-колхозники, которые помнят еще урожай 1913-го года? Так ему не просто это слово впендюривают, а еще и вопрошают: кто, мол, этим занимается? Отвечаю: в наше время этим занимаются выжившие из ума и поехавшие головушкой на старине идиоты-ролевики.
Читаем дальше. Следующим номером идет двустишие: "Сосны и ели. Мы кашу ели". Если вторая часть как-то связана по смыслу с первой, то имеется в виду, видимо, что кашу ели из сосен и елей. И запивали, надо полагать, соком березовым с мякотью. Другого способа привязать вторую строку к первой я не вижу. Либо же следует предположить, что мы имеем дело с упрощенной (укороченной) классической русской частушечной конструкцией, в которой вторая часть никак по смыслу не связана с первой, например:

Как у Машки в жопе
разорвалась клизьма.
Ходит-бродит по Европе
Призрак коммунизьма.


Есть и другой вариант прочтения, в котором "Сосны и ели" играют роль эвфемизма для выражения сильных эмоция типа "Еб твою мать!" Ну, скажем, сидит мужик в ментовке, и шьют ему мокрое. И надо ему срочно себе алиби сварганить на утренние часы, и ничего не вспоминается, потому как поутру у него, разумеется, после вчерашнего нещадно ломило кочан. И вот, уже совсем отчаявшись, он вдруг вспоминает: "Дык, еб же ж твою мать! Мы ж с этим пидором Васькой кашу ели!" Врожденная интеллигентность, присущая истинным представителям народа, не позволила ему выпустить в эфир авторскую версию, поэтому мир услышал изрядно смягченный эвфемизированный вариант: "Сосны и ели! Мы кашу ели!"
От ребенка, натурально, весь этот ход мысли остается скрыт, поэтому ему остается совершенно непонятным, какое отношение к древесным породам имеет факт поедания нами каши.

Идем далее. В качестве более длинного предложения присутствует повествование о том, как "Ма-туш-ка и се-стра мо-ло-ти-ли пше-ни-цу. Мо-ло-ти-ли пше-ни-цу це-па-ми. Це-па-ми мо-ло-тят, а ко-са-ми?". Напоминаю: Москва, год 2006-й от рождества Христова, от сотворения же мира 5766-й, кажется. Уже даже не мы, которые не рабы, а наши деды пробороздили просторы Большого театра космическими кораблями, а про Енисей уже никто и не вспоминает. Процесс молотьбы пшеницы посредством матушки и сестры даже мне визуально представить себе трудно. Мозг натужно скрипит и с пятой попытки выдает некое полуразмытое изображение с подписью "Цеп". Теперь к нему умозрительным фотошопом надо присобачить двух женщин разного возраста: сестру, видимо, возраста девки на выданье, и мать - возраста матери такой девки. Ну, на наши деньги - девица лет 16-18-ти и маман в районе тридцати пяти. И вот две эти дамы, в представлении современного городского пяти-шестилетнего ребенка, - вы можете себе представить, что ему нарисует воображение? Цыпа в джинсах и на каблуках, в косметике, с плеером и сотовым - с цепом в руке лупит по колосьям. Вот где зародыши шизофрении-то в современном обществе закладываются! Прав был министр Иванов, как есть прав: таки детские сады виноваты! Поколение вырастает в глубочайшем когнитивном диссонансе, а мы потом удивляемся, отчего в армии у них крыша едет! Дык, вам бы цепом по мозгам прямо в детском саду, я бы посмотрел, что вы в армии откалывать бы начали!

Помимо ценной и жизненно необходимой информации о функциональном предназначении давно исчезнувших с лица земли девайсов, в букваре встречаются и просто необходимые в повседневной жизни пятилетнего малыша слова: ар-мяк, сук-но, ар-шин. Встречаются полные самого разного смысла выражения: "Я це-лу-ю и лас-ка-ю мо-ю се-стрен-ку".
В свое время выжившая из всяких намеков на ум клиническая идиотка Ора Намир, ныне, к счастью, покойная, занимавшая на тот момент в правительстве покойника же Рабина пост министра труда и благосостояния, заявила, что, по ее данным, в семьях выходев из б. СССР вовсю процветает инцест. Народ схватился за голову, пытаясь понять, откуда эта кретинка высосала такой бред, а ларчик-то, оказывается, и не заперт был ни разу: видимо, мадам как раз о ту пору решила изучить русский по букварю товарищей Тихомировых, Д.И. и Е.Н. За что им наше большое человеческое спасибо.

На той же странице ребенка опять пинком вгоняют в непонятку, на сей раз уже бытового свойства: "На-шу кры-шу кро-ют со-ло-мо-ю. Кры-ши кро-ют и тё-сом". Я даже не буду ничего озвучивать из просящихся на язык выводов о состоянии крыши гг. Тихомировых. Я не знаю, чем и как надо покрыть крышу автора и выпускающего редактора, чтобы в первой книжке для детей присутствовало вот такое. После этого утверждение, что "Сук-но ме-ря-ют ар-ши-ном" уже даже как-то и не цепляет. Ну, меряют, да. Еще полбеды. А могли бы и "не лъпо лi ны бяшыть", между прочим. "Старыми словесы". С этих станется.

Дальнейшее изучение букваря открывает новое и в воспитательном процессе:
"Ми-тя пла-чет: он ка-чал-ся на ка-че-лях и у-пал. Не ша-ли, Ми-тя!"
Вот так. Понял, Митя, сцуко? Сам виноват! А еще раз упадешь - ваще убью нах!

Еще из ретро:
"Есть о-ре-хи, а на ар-мя-ке про-ре-хи". - Орехи прогрызли, не иначе.
"Па-шу по-ле со-хо-ю. Па-ха-ря кор-мит со-ха. Кор-ми-ли-ца со-ха." - На дворе, если кто запамятовал, 2006-й год. Букварь издавался в 1998-м. Я понимаю, дефолт, бабки пропали, пиздец фиаско всему. Значит, надо было сесть, успокоиться, выпить с горя. Зачем же в таком смятении духа за составление букваря-то браться? Соху в последний раз даже в России видели в музее, причем у городских уроженцев как раз шансов увидеть ее больше по причине сконцентрированности музеев именно в городах. Основным орудием пахаря в России уже давным давно стала чекушка, потому что вспомогательное орудие, трактор "Беларусь", либо не работает по причине хронической разворованности, либо стоит без солярки. Отечественные же комбайны "Нива" вместо плуга и бороны все больше оснащались вертикальным взлетом и шли на Кубу, пахать тамошние горы и Мексиканский залив. Но и ежу понятно, что если ребенок не узнает про соху немедленно, вся его жизнь пойдет под откос.
"Дым-на-я ха-та. Чер-на-я ха-та. Род-на-я ха-та кра-ше хо-ром." - Сюда бы специалиста по конспирологии. Явная же диверсия имеет место быть! Явное же зомбирование русского народа с детства: жить в хлеву и трущобах и не выебысовываться! "Дымная хата", она же "черная хата", если кто не помнит, это было жилище наиболее бедных крестьян, у которых в доме не было сложенной печи, и топилась потому изба "по-черному", открытым очагом. В этом же доме иногда жила и скотина. Пусть историки меня поправят, но уже во второй половине 19-го века дымные хаты на Руси по большей части повывелись. Само понятие, таким образом, стало архаизмом, уместным, разве что, в школьном курсе истории. Но, pardonez moi, не в детском букваре!

Дальше, собственно, тенденция сохраняется. "Бороню пашню бороною", "Лошадка устала и стало. Но, лошадка, иди, что ли".
Уделяется внимание и воспитанию в городском ребенке стойкости перед жизненными обломами: "Мы посеяли пшеницу. Пшеница уродилася хороша, да буря побила хлеб. Пропали даром и труды, и добро".

Далее уже для продвинутых пользователей идут короткие рассказы, сказки, байки и т.д. Все это дело богато иллюстрировано картинками из деревенского быта, где мальчики, одетые по национальной моде в вышитые косоворотки навыпуск, подпоясанные веревкой, заплатанные армяки и сапоги с заправленными в них красными штанами, играют с девочками, наряженными в сарафаны и хиджабы наглухо повязанные головные платки. От картинок так и веет лютой современностью.

Уже из чисто академического интереса лезу в предисловие. В конце концов, прежде чем я уберу эту книжицу с глаз подальше навсегда, надо же понять, чем надеялись пленить потребителя издатели.
"Миллионы русских детей начинали знакомство с родным языком с этого букваря" - Героический, однако, русский народ. И неистребимый. Миллионы его детей облучали этим букварем, а он все еще существует.
"Букварь издавался более ста шестидесяти раз!" - угу, причем без изменений, начиная с первого издания 1812-го года.
"Чтобы вести за ручку своего малыша по страницам букваря ... достаточно просто любить своего ребенка.." - В качестве подрывной литературы, направленной на скорейшую деградацию вражеской нации я это предисловие понимаю. В качестве рекомендации своим - это диверсия. Поймать и отрезать все что можно. Сохою-кормилицею, нах!

Date: 2006-03-11 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] cheshire-pig.livejournal.com
Да-да, я наткнулся как-то именно на эти версии сказок. Страшные гуманисты были эти европейцы в свое время, аж дрожь пробирает. Там еще в варианте про Золушку, помнится, неудачливым соискательницам хрустальной туфельки ножки-то подрубали. И даже стишок на эту тему был такой жизнеутверждающий, мол, теки-теки кровушка, и что-то там еще.
Причем книжку-то купил из-за отличной полиграфии и прекрасных иллюстраций. А там вот такое.

Date: 2006-03-11 09:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sulamita.livejournal.com
Да-да, а еще на Золушке были не хрустальные туфельки, а отороченые мехом.
Одной сестре маменька отрезала ножом кусок пятки, а другой - пальцы. Песнку пели летавшие мимо два голубка (благословлявшии, впоследствии счастливых молодых).
А афера с пятками расскрылась из-за того, что в туфельку натекло во время танца много крови и она соскользнула. Печальная история...

Мило. Но не для слабонервных. Хотя,... дети, они такие жестокие иногда.

Profile

cheshire_pig: (Default)
cheshire_pig

December 2020

S M T W T F S
  12345
6789101112
13 141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 06:05 pm
Powered by Dreamwidth Studios